Родительская экспертиза (независимое педагогическое издание "Учительская газета") 23.01.2017

Исходить из интересов детей. Все мы прекрасно понимаем, что работа и различные дела зачастую не позволяют родителям наших воспитанников проводить со своими детьми столько времени, сколько им хотелось бы. И далеко не всегда находится время на такие нужные и важные совместные игры с детьми. Можем ли в такой ситуации чем-то помочь нашим семьям мы, педагоги дошкольного образования?

Н​аверное, нет, если диалог между нами и семьями наших дошколят строится преимущественно на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств и способностей. Ведь таким образом мы просто доносим до родителей некую информацию, пусть и позитивную.
Но ведь и мы, и родители, и дети - все мы являемся полноправными участниками образовательного процесса. Это значит, что, если построить наше взаимодействие на какой-то другой основе, мы сможем оказывать нашим семьям реальную помощь в развитии и воспитании детей.
А что, если взглянуть на ситуацию глазами наших детей? Исходить из их интересов?
Рассуждая таким образом, мы и внедрили в нашей школе «родительскую экспертизу» как одну из наиболее эффективных форм общения педагогов и семьи дошкольника. Ее суть заключается в том, что пара «родитель - ребенок» учится быть экспертами в мире детских игр, а мы, педагоги, активно им в этом помогаем, создавая необходимые условия.
Итак, наши участники. Представьте, что это мама и Маша, ее дочка, которым мы предлагаем вместе пройти некий игровой маршрут, состоящий из пяти этапов.
На каждом этапе наша дружная пара встречает педагога, который выступает в роли сопровождающего. К тому времени, как наша маленькая команда пройдет весь игровой маршрут, у мамы успевает сложиться собственное мнение о той или иной игре или упражнении, а Маша счастлива оттого, что они вместе с мамой такие молодцы.
И вот настает ответственный момент самой экспертизы: с помощью набора специальных маркеров-критериев, таких как «Нужная игра», «Сложная игра», «Лучшая игра», «Будем играть дома», «Развивающая игра», наш эксперт (мама) устанавливает обратную связь.
Этот момент крайне интересен для наблюдения и ответа на вопрос, как именно тот или иной родитель-эксперт оценивает опробованные игры: кто-то советуется при этом с ребенком, а кто-то выносит вердикт совершенно самостоятельно. Со стороны хорошо заметно, что родителю не всегда легко определиться с тем, какая игра является лучшей, какая - заслуживает статус развивающей или просто нужной.
Участие в данной экспертизе занимает не так много времени, зато дает родителю возможность командной деятельности со своим ребенком и как результат определения тех видов игр, которые являются наиболее подходящими для ребенка и его развития.
Со своей стороны мы также анализируем полученные результаты для будущей работы.
Темы для проведения «родительской экспертизы» мы выбираем исходя из запросов наших детей и родителей, собственных наблюдений, поставленных задач. На подготовительном этапе мы определяем игры и упражнения в соответствии с заявленной темой, подбираем команду педагогов, необходимый инвентарь и оборудование, приглашаем родителей.
Одним из удачных вариантов проведения «родительской экспертизы» стала для нас тема «Спортивные игры и оборудование», в которой уже успели принять участие 50 семей наших воспитанников.
Эта тема была выбрана исходя из наших задач, ведь чем активнее ребенок вовлечен в мир движений, тем лучше его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Итак, «родительская экспертиза» по теме «Спортивные игры и оборудование». Как ее подготовить и провести?
1. Подготовительный этап. Цели мероприятия:
- ознакомить родителей со спортивным оборудованием для совместных игр;
- подсказать родителю, каким видом спорта мог бы заниматься ребенок с учетом его индивидуальных особенностей;
- повысить социальную активность семьи, предоставить ей возможность для командной деятельности.
Выбор сопровождающих: педагоги-специалисты и воспитатели групп.
Подбор игр с определенным спортивным инвентарем для совместных игр в паре «родитель - ребенок»:
- «Волшебная палочка» - гимнастическая палка;
- «Мой веселый звонкий мяч» - мячи разных размеров;
- «Прыгалки» - скакалка;
- «Разноцветный круг» - обруч;
- «Цветные мешочки» - мешочки с песком.
2. Информационный этап. Родители приглашаются на мероприятие путем рассылки эсэмэс-сообщений или личного общения.
3. Основной этап.
При входе в спортивный зал родителям выдается конверт с маркерами «Лучшая игра», «Хорошая игра», «Сложная игра», «Будем играть дома», «Развивающая игра». «Эксперты» проходят весь игровой маршрут и выбирают для каждой игры свой маркер.
4. Аналитический этап. Педагоги подводят итог мероприятия:
- развивающей игрой стала игра «Цветные мешочки»;
- лучшей игрой - игра «Разноцветный круг»;
- хорошей игрой - игра «Прыгалки»;
- сложной игрой - игра «Волшебная палочка»;
- статус «Будем играть дома» получила игра «Мой веселый звонкий мяч».
Как же оценивают такую форму взаимодействия сами родители?
Вот лишь некоторые комментарии:
«Очень интересные игры вы подобрали. Дочке все понравилось, и я теперь знаю, как с ней играть дома».
«Не знал, что мой сын так хорошо владеет мячом. Обязательно отдадим его в футбольную секцию. Спасибо, что пригласили».
«Сначала я не поняла, куда меня дочка тащит, а теперь вижу - играть. Спасибо вам за новые идеи!»
«Вы столько внимания уделили нам. Я многому научилась. Буду играть по вечерам и в выходные с дочкой. Спасибо!»
«В эти игры можно играть всей семьей. Они универсальные и подходят для любого возраста. Здорово придумано!»
«Жена попросила меня сходить с детьми на это мероприятие. Сначала я чувствовал себя неловко, но потом мне даже понравилось. Дети очень довольны, и у меня тоже отличное настроение. Приду еще!»
«Мне очень понравилось принимать участие в экспертизе, потому что я сама ощутила себя ребенком, это так здорово!»
Многие родители рассказали нам о том, что после участия в «родительской экспертизе» у них больше не возникает трудностей при выборе игр в подарок своим детям на праздник или день рождения.
По такому же принципу мы провели и ряд других тематических родительских экспертиз:
- «Интеллектуальные игры» - ознакомление с развивающими играми, которые несложно организовать в семье;
- «Игры на кухне» - варианты организации игры на кухне, когда можно использовать любые предметы или ингредиенты;
- «Игры в дороге» - игры и упражнения, которые легко и просто применить в транспорте, даже если родитель находится за рулем или семья едет в автобусе;
- «Музыкально-речевые игры» - музыкальные игры, ритмические упражнения, которые интересно проводить в семейном кругу.
Невозможно было не заметить, что такие совместные мероприятия увлекают детей, поднимают настроение родителям и дают новые возможности педагогам, ведь общее дело наполняет энергией и сплачивает.

Ольга СЕРГИЕНКО, старший воспитатель школы №1150;
Вера ЮШКОВА, педагог-психолог школы №1150

УГ-Москва №04-2017 (​PDF-версия)

Источник: http://ug.ru/archive/68523

#угм_зеленоград_январь_2017