Независимое педагогическое издание "Учительская газета". Золотой кусочек необъятной Вселенной. 13.06.2016

Нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - на смену старому всегда приходит новое.

«Из камней он появился, зернами на свет явился: желтый, красный, белый или светло-серый. То морской он, то речной. Отгадайте, кто такой!» Все мы родом из детства. И если мы на секунду закроем глаза и отправимся в наше детство, то перед глазами обязательно в воспоминаниях всплывет песочница или пляж с песком... Игры с песком - самая древняя забава человечества, а если к этому добавить и воду, то удовольствию и творчеству не будет конца. Поэтому песок остается и для детей, и для взрослых неотъемлемой частью существования.

Он продолжает завораживать и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Маленькая песчинка - золотой кусочек необъятной вселенной, которая своей податливостью провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом и ребенок, и взрослый выступает как творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, играя с послушными песчинками, малыш достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Процесс игры с песком оказывает реальное исцеление человеческой души.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом: «Фантазия - мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе». Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей раннего и младшего возраста. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряженность;
- помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмысливать происходящее, находить способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Елена САРВИЛИНА, педагог-психолог школы №1150

Ссылка на источник: http://www.ug.ru/archive/65420